Необходимость современного моста в этом районе стала очевидна в
середине 19 века, но только в конце столетия, в 1890 году было принято
решение о строительстве и спустя два года был объявлен конкурс на
лучший проект моста.
Очевидно, что в столице Российской Империи, а тем более в ее парадной
части не могло быть простых мостов, поэтому в конкурсе приняли участие
самые именитые архитектурные бюро мира, в том числе и фирма Эйфеля,
уже прославившаяся своей знаменитой Парижской башней.
Не удивительно, что его проект и был признан лучшим на конкурсе
и получил первую премию в размере 6000 царских рублей. По тем временам
весьма внушительная сумма. Но, мост, проект и смета предназначались
для России, поэтому также не удивительно, что строительство моста
было поручено другим специалистам. Хотя они тоже были французы, но,
возможно, они лучше понимали правила бизнеса в этой стране, так же,
как спустя столетие швейцарская Мабетекс с легкостью выигрывала все
главные государственные строительные подряды у Кремля.
Эта сторона вопроса так и останется для всех тайной, а факты таковы:
мост построила французская компания «Батиньоль».
Лишь спустя пять лет после конкурса в присутствии императора Николая
II , (который вряд ли знал о подводных камнях строительного бизнеса),
был торжественно заложен первый камень в основании моста.
По тем временам это было событие не рядовое: не даром поддержать
«своих» приехал действующий президент Франции Ф. Фора.
Возможно в создании Троицкого моста, как в зеркале отразились причины
падения Российской Империи. Ведь строила его одна французская фирма,
а надзирали за процессом все, кто мог дотянутся до этого процесса.
Своих надзирателей делегировала и Государственная Дума, военное ведомство
и не какая-нибудь, а «особая» комиссия Академии художеств. Список
высочайших надзирающих фамилий был намного длиннее, чем число инженеров
и архитекторов, непосредственно строивших мост. Прошло более ста
лет, но правила игры в России не поменялись.
Но, даже несмотря на это, Троицкий мост был создан всего за пять
лет.
В конце весны 1903 года, на свое 200-летие Петербург получил шикарный
подарок.
Первый торжественный развод моста был доверен самому императору.
Речь не шла о тяжелой физической работе. Николаю II всего-то пришлось
нажать на электрическую кнопку, которая привела в действие огромные
электромоторы. Весь мир, а вместе с ним и Росиия уже вступили в эпоху
электричества.
Как положено, был торжественный орудийный салют, и не менее торжественный
крестный ход, но это уже не имело значения. Императорским Троицкому
мосту предстояло быть всего лишь 15 лет. А потом мост перешел на
службу революции, и вместе с предназначением сменил и имя.
Мост Равенства – немного наивное, как все первые революционеры,
название, просуществовало тоже не долго. Эпоха идеалистов сменилась
эпохой коммунистических прагматиков.
В 1934 году мост получил новое имя, в честь одного из вождей, убитого
по приказу другого.
Вплоть до перестройки жители и гости Ленинграда называли этот мост
Кировским.
Ранние «демократы» периода Ельцина не умели ни творить, ни строить,
поэтому всей гурьбой они окунулись в мучительное творчество обратно-переименований.
И Троицкий мост вновь стал Троицким.
Свое название мост получил от имени Троицкого собора, который не
дожил до наших дней, пав жертвой революционного угара тридцатых годов.
|