На главную

 Мосты Санкт-Петербурга.


Исторические зарисовки  

 
  График развода мостов
  Карта мостов
  Исторические зарисовки
  Полный список мостов

 
 

Каменное начало Петербурга

 
 


  Каменное строительство велось горожанами неохотно.
  В описании Санкт-Петербурга 1716—1717 годов отмечается, что в районе Дворянской улицы на Березовом острове ,— знатнейшей части города — «дома все деревянные».
  Господа пока заготавливают материалы, чтобы потом перестроить свои деревянные дома в каменные».
  С целью более решительного возведения жителями города каменных домов Д. Трезини и Ж--Б. Леблоном были разработаны для «подлых» (простых) и «именитых» людей типовые, как теперь говорят, проекты. Гравюрные схемы «образцовых» проектов продавались всем желающим по рублю. Несколько домов, построенных по проекту для «именитых», сохранились с переделками на набережной Лейтенанта Шмидта между седьмой—восьмой и девятнадцатой—двадцатой линиями.
  Успешнее велось строительство в камне казенных сооружений. Уже 30 мая 1706 году началась перестройка земляной Санкт-Питербуржской крепости в каменную: на месте прежних валов возводились стены и бастионы из кирпича и путиловской плиты.
  Точно так же после 1721 году перестраивалась в кирпиче и камне Адмиралтейская верфь с ее первоначальными земляными бастионами, деревянными амбарами и сараями (только обе кузницы с 1704 году были здесь каменными, но и то в полкирпича).
  Несколько раньше, в 1711 году, в центр фахверкового здания Адмиралтейства был встроен каменный корпус, Адмиралтейской коллегии, а в 1712 году в Санкт-Питербурхской крепости на месте деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла архитектор Д. Трезини приступил к возведению каменного собора, которое было закончено лишь в 1732 году.
  Собор выполнен из кирпича и известняка, по некоторым сведениям его «фонарик» сделан из доломита, так как этот камень хорошо резонирует, снаружи собор оштукатурен. Также архитектором Д. Трезини в 1717—1722 годов возведена каменная Благовещенская церковь в Александро-Невском монастыре.
  Из кирпича и камня сооружены здания «Кунсткамеры» и «Двенадцати коллегий» на Васильевском острове, Летний дворец Петра I в Летнем саду, один из зимних дворцов Петра.
  Кирпич доставлялся к строительству по Неве или вдоль ее левого берега по почтовому Шлиссельбургскому тракту (теперь проспект Обуховской обороны), связывавшему Петербург с Архангельском. Кирпичные заводы располагались по рекам Ижоре, Тосне, Неве (у Шлиссельбурга), а также у Стрельны и Петергофа, часть кирпича поставлялась по реке Волхову из Новгорода.
  К 1720 году изготовлялось уже около 10 млн. штук кирпича в год. На этих же заводах делалась и черепица. Кирпичная кладка производилась на растворе из извести, ее заготавливали на реках Сясь, Тосна, Пудость (приток Ижоры), Шелонь, Мста. Кроме того, в строительстве использовался цемент, но его было мало. В 1724—1727 годах два цементных завода работали на реке Пудость и в Красном Селе.
  Природный камень шел на строительство в большом количестве, и главным служила путиловская плита. «Не жалко земли, жалко Путиловской горы»,— говорил Петр I.
  Впервые использованная в строительстве Санкт-Петербурга в начале XVIII в., путиловская плита затем стала незаменимым материалом. Фундаменты зданий, цоколи и стилобаты, стены, лестничные клетки и ступени, плиты для балконов, тротуаров, укрепления набережных, бут делались и теперь делаются из нее. Исторически это традиционный строительный камень нашего города.
  Особая роль путиловской плиты определялась простотой ее добычи и обработки в открытых карьерах, а также легкостью доставки в строящийся город.
  Дело в том, что заброшенный вдаль, поначалу оторванный от обжитых районов страны Петербург был лучше всего связан с ними водными путями: с Новгородом — по Неве и Волхову, а с центром России — через Вышневолочскую водную систему и обходные каналы вокруг Ладожского и Онежского озер. Как раз на этих путях, к югу от Ладожского озера у Путиловской горы на реке Назья и берегах Волхова, издавна добывались путиловская плита и сходные с ней разновидности камня. Удобные места добычи находились и по реке Тосна.
  Камень доставлялся в Петербург на баржах по Волхову, Тосне и затем Неве.
  Более поздние находки такого камня, например в районе Гатчины, были тоже легко доступными и расположенными близко к строящемуся городу. Однако наиболее ценный, прочный камень привозился издалека — из Старицких каменоломен на Волге и других мест.

Вернуться в раздел >>> 

 

 


 

   
 

 

    Вернуться на главную >>>    Почта >>>    Гостиницы Петербурга