|
К разработке генерального плана Петербурга были привлечены видные архитекторы того времени Д. Трезини, П. М. Еропкин,
Н. Ф. Гербель, Г. И. Матарнови, Ж.-Б. Леблон.
В замыслах этих зодчих отражались самые различные концепции, увязывавшие оборонительный характер города
с обеспечением удобного сообщения и судоходства, с его ролью крупного северного порта.
Первоначально предполагалось разместить центр города на Васильевском острове, для чего предлагали покрыть его
прямоугольной сетью улиц-каналов, а в местах их пересечения устроить бассейны для разворота судов.
Однако отсутствие надежных переправ — постоянных мостов через Неву, оторванность в период ледохода и ледостава
от материковой части города, через которую осуществлялась связь с Москвой и всей Россией, определили судьбу
Васильевского острова, так же как и Петербургского, — основная застройка города началась на Адмиралтейском острове,
отделенном от материка нешироким и легко преодолимым Безымянным Ериком — впоследствии Фонтанной рекой и речкой Мьей — нынешней Мойкой.
В 1710 году Петр I выбрал место для сооружения религиозного центра столицы - Александро-Невского монастыря.
Строительство его началось весной 1712 года у впадения в Неву Черной речки (Ныне южная часть этой
речки называется Волковкой, часть ее русла засыпана при строительстве Обводного канала, а самый северный участок,
соединенный каналом с Невой, называется Монастыркой).
И Адмиралтейская верфь, и Александро-Невский монастырь нуждались в удобных путях сообщения с другими районами
города и с Новгородской дорогой — единственной дорогой в Россию, которая пролегала по нынешнему Лиговскому проспекту до
района Таврического сада, где она разделялась на три тропы.
По одной из них можно было дойти до Невы, а далее по ее берегу к Адмиралтейству или к монастырю
(На плане Санкт-Петербурга 1705 года показана переправа через Фонтанку вблизи ее истока из Невы.
Путь к Адмиралтейству проходил через эту плотину, сооруженную в 1705 году архитектором И. Матвеевым по приказу Петра I:
«.. .перебить тое речку» )
Чтобы избежать кругового пути, в том же 1712 году монахи одновременно проложили прямую дорогу в сторону
Адмиралтейства и Новгородской дороги до соединения с ней. Дорога пересекала Черную речку, и через нее был сооружен деревянный
мост (ныне Лаврский № 1) — это был, по-видимому, первый мост на материковой части города, а дорога, которая в 1713—1715 годах
подошла почти к самому Адмиралтейству (к Мойке), стала называться Большой першпективной дорогой.
В 1716 году на этой дороге был построен деревянный мост через Фонтанку, а в 1720 году
( по другим источникам, в 1718) — подъемный мост через Мойку.
Основание и строительство нового города, которому исторически предначерталось служить укрепленным форпостом,
первым и главным торговым портом страны на Балтике и столицей Русского государства, явились важнейшими факторами,
способствовавшими развитию русской архитектуры и русского искусства. Здесь создавался обширный комплекс самых разнообразных
сооружений для обеспечения безопасности, нормальной жизни горожан и деятельности государственного аппарата: оборонительные
сооружения; здания административного и бытового назначения для удовлетворения требований нового уклада столичной жизни;
казармы и цейхгаузы; жилища; каналы, набережные и пристани; мосты; складское хозяйство.
Размах строительства различных по выполняемым функциям объектов, многие из которых не встречались
в практике прошлых лет, характерный для начала XVIII века, и необходимость его осуществления в кратчайшие сроки,
обусловленные сложностью исторической ситуации, требовали совершенно новой организации строительного дела,
расширения производства новых строительных и отделочных материалов, применения более совершенных приемов строительной техники.
По книге М.С. Бунина, "Мосты Ленинграда"
Вернуться в раздел >>> |
|