На главную

 Мосты Санкт-Петербурга.


Исторические зарисовки  

 
  График развода мостов
  Карта мостов
  Исторические зарисовки
  Полный список мостов

 
 

Самый первый мост Петербурга

 
 

  
  Основание Петербурга связано с борьбой России за возвращение захваченных Швецией в ходе Ливонской войны исконных русских земель, за выход к морским торговым путям, без которых к концу XVII в. стало невозмож¬ным дальнейшее экономическое и культурное развитие страны.
  Местом для выхода России к морю и за¬кладки города-порта Петр I выбрал дельту Невы — реки, по которой издавна проходил водный торговый путь «из варяг в греки»*.
  Для овладения этой стратегически важной территорией в ходе Северной войны русскими войсками была взята осенью 1702 года крепость Нотебург, которую шведы построили у истока Невы из Ладожского озера, на месте древ¬него новгородского города Орешка.
  Весной 1703 года после непродолжительной осады и бомбардировки была взята вторая сильно укрепленная шведская крепость Ниеншанц, расположенная в месте впадения в Неву реки Охты.
  Долгожданный выход к морю был отвоеван, но шведы с этим не примирились и продолжали военные действия. В условиях войны строить город можно было, только обеспе¬чив его надежную защиту. Поэтому, чтобы закрепить столь важные победы, отстоять отвоеванные земли от шведской армии, расположившейся неподалеку, и флота противника, крейсировавшего в Финском заливе, Петр I решил построить крепость на небольшом Заячьем острове (шведское название Люст-Елант, т. е. «Веселый остров»), расположенном в месте разветвления Невы на два широких рукава — Большую и Малую Неву.
  Положение вновь строящейся крепости на острове было стратегически выгоднее, чем крепости Ниеншанц, ибо она находилась ближе к устью, была отделена от суши протоком и могла огнем своих пушек защитить город со стороны моря.
  Закладка крепости, названной Санкт-Петербург («Санкт-Питер-Бурх»), состоялась 16 мая 1703 года.
  Строилась она очень поспешно, причем из-за недостатка лопат, кирок, тачек и конных повозок «работным людям» приходилось землю для возведения бастионов (раскатов) извлекать руками и переносить в полах рубах.
  Для перенесения земли с Петер¬бургского острова через неширокий проток был наведен шаткий наплавной мост, и по нему шли бесконечной вереницей крепостные — «подкопщики» со своей тяжелой ношей. Этот мост по праву можно считать первым мостом в истории Петербурга.

  *Из-за трудности прохождения Ивановских порогов на Неве часть судов пользовалась обход¬ным путем через водную систему озер и волоков Карельского перешейка. Этот путь охраняли кре¬пости Выборг, Корела и Тиверск.

По книге М.С. Бунина, "Мосты Ленинграда"

Вернуться в раздел >>> 

 

 


натуральное дерево беседки из сосны от Аммы 

   
 

 

    Вернуться на главную >>>    Почта >>>    Гостиницы Петербурга Оформление заявки на двери металлические для установки на улицу.