На главную

 Мосты Санкт-Петербурга.


Исторические зарисовки  

 
  График развода мостов
  Карта мостов
  Исторические зарисовки
  Полный список мостов

 
 

Конструкции мостов

 
 


  
  С первых дней основания города началось сооружение мостов. За первым возведенным через Кронверкский проток мостом, соединившим территорию крепости с Петербургским островом, последовало строительство других мостов. Строительство мостов в Петербурге — одна из интереснейших глав истории мостостроения в России. Она важна потому, что именно здесь создавались наиболее прогрессивные и экономичные типы мостов, получавшие затем развитие и распространение как в самом городе и его окрестностях, так и далеко за его пределами.
  За короткий исторический период в Петербурге были созданы исключительно разнообразные типы мостов, различающиеся по материалам, из которых они построены, конструктивным схемам, размерам пролетов и многим иным характерным признакам, отличающим их от мостов в других городах и странах. Здесь же рождались яркие архитектурные формы мостов и вырабатывались приемы их художественной отделки.
  Процесс строительства мостов в новой столице не был равномерным на всех этапах ее развития. Первые десятилетия жизни города ознаменовались, как отмечалось выше, строительством многих деревянных мостов через вновь прорытые каналы и малые реки. Затем на смену простейшим балочным системам на деревянных сваях пришли более сложные, также балочные, но уже имевшие подъемные пролеты (для пропуска судов) с несложными устройствами для их подъема.
  Иногда вместо раскрывающихся полотен в пролетных строениях мостов предусматривались щели для пропуска мачтовых судов. Подобные конструкции в дальнейшем почти не получили распространения, поскольку пропуск судов был связан с раскрытием и закрытием щелей пролетных строений съемными щитами.
  В дальнейшем стали применяться наряду с балочными более совершенные, но вместе с тем и более сложные подкосные системы, широко используемые в конструкциях мостов не только через малые реки и каналы, но и через широкие протоки — Малую Неву, Большую, Среднюю и Малую Невки, Екатерингофку.
  Уместно напомнить об одном интересном усовершенствовании, преследовавшем цель увеличения срока службы деревянных мостов. В начале XIX в. инженер П. П. Базен предложил устанавливать чугунные свайные опоры вместо деревянных, поскольку последние, подвергаясь колебаниям уровня воды, гниют более интенсивно, чем другие части таких сооружений. Однако это усовершенствование, несмотря на его целесообразность, не получило применения ни при жизни его автора, ни в последующие периоды.

Вид Петровского моста.
Фрагмент гравюры Г. де Витта по рис. П. Пикарта


  Арочные деревянные конструкции появились в мостостроительной практике Петербурга в начале XIX в. Они обладали качествами, позволявшими перекрывать большие пролеты, и бесспорными архитектурными достоинствами но сравнению с балочными и подкосными системами.
  Первый арочный деревянный мост, открывший новую страницу в истории мостостроения Петербурга, стал одновременно и первым постоянным мостом через широкий проток Невы.
  Это был Каменноостровский деревянный многопролетный арочный мост через Малую Невку, построенный в 1811— 1813 гг. по проекту выдающегося инженера генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура (основателя и первого директора Института инженеров путей сообщения — ныне Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта имени акад. В. Н. Образцова).
  Арочные деревянные мосты не часто строились в Петербурге, хотя проекты их составлялись неоднократно, но по разным причинам не осуществлялись. Одна из них, видимо, заключалась в определенной сложности выполнения этих систем, в ходе которого требовалась окантовка, чистота отделки, тщательность сопряжения узлов, элементов и пр. Но большие затраты времени и труда при их сооружении компенсировались красивым и изящным внешним обликом.
  Развитие конструкций мостов через широкие реки и протоки шло своими путями, отличными от совершенствования конструкций других деревянных систем. Вначале преобладали наплавные (плашкоутные) мосты.
  Первый такой мост через Неву был сооружен в 1727 г., а затем в более совершенном виде — через пять лет (в 1732 г.).
  Эти мосты использовались на широких просторах дельты Невы вплоть до 1916 г., когда последний из них — Исаакиевский — сгорел от искры, упавшей из трубы проходившего мимо буксирного парохода.
  Эксплуатация наплавных мостов доставляла много хлопот, а порой и неприятностей — их приходилось наводить и разводить в периоды ледохода и ледостава, плашкоуты срывало с якорей, их надо было часто ремонтировать и пр. С этими неудобствами приходилось мириться, поскольку в те времена на-плавные мосты еще не могли быть заменены постоянными. Наибольшее их количество не превышало четырнадцати; это число в дальнейшем постепенно уменьшалось по мере замены их постоянными мостами.
  Каменные мосты строились на малых реках и каналах начиная с 80-х годов XVIII в. одновременно с регулированием протоков и сооружением набережных. За двухсотлетний период их было построено сравнительно немного, причем не все они сохранились. В начале XX в. в связи с реконструкцией городских железных дорог (перевод на электрическую тягу) многие из них подвергались непродуманным перестройкам, не учитывавшим их роль в ансамбле города и художественную ценность. Те немногие, которые дошли до наших дней, представляют большое материальное и культурное достояние, а потому находятся под охраной государства.

По книге М.С. Бунина, "Мосты Ленинграда"

Вернуться в раздел >>> 

 

 


 

   
 

 

    Вернуться на главную >>>    Почта >>>    Гостиницы Петербурга