|
Назван Пантелеймоновским по находящейся рядом церкви святого Пантелеймона, построенной в 1735—1739 годах по проекту архитектора И. К. Коробова.
С середины 1720-х годах на этом месте был деревянный
акведук, по которому подавали воду для питания фонтанов Летнего
сада. В 1777 году во время наводнения фонтаны были разрушены, акведук разобрали.
В 1823—1824 годах здесь был возведен цепной однопролетный
мост, автором которого был инженер — В. К. Треттер. Строительными
работами руководили инженеры В. А. Христианович и Ф. О. Термин.
Мост назвали Цепным.
Береговые устои выполнялись под руководством известного
мастера-каменотеса Самсона Суханова из гранитных плит, полученных
после разборки каналов, окружавших Михайловский замок. Все чугунные
и кованые железные части изготовлены на чугунолитейном заводе Берда
(ныне Адмиралтейском).
Там же была произведена сборка всех металлических частей
в течение восемнадцати дней. Пять цепей, к которым было подвешено
пролетное строение, изготовлены из уральского круглого железа.
Чугунные опоры-пилоны крепились неподвижно к устоям, возведенным на свайном
основании. Концы цепей закреплялись в каменной кладке устоев на
уровне их основания.
Опоры были богато декорированы в духе обрамлений входов
в древнеегипетские храмы. В таком же стиле выполнены были фриз
и карниз, богато декорированные тонким золотым орнаментом.
В оформлении моста использовались золоченые розетки,
прикрывающие стыки звеньев цепей, маски львов, через пасти которых
пропущены главные цепи, фонари на цепях, провисающие в порталах
арки, перильные ограждения «россиевского» рисунка и т. д.
Длина моста была 43, а ширина — 10,7 метра.
После катастрофы на цепном Египетском мосту поступило
распоряжение реконструировать мост. Официальной мотивировкой для
его разборки послужило заявление городских властей о необходимости
прокладки здесь трамвайных путей.
В 1906 году мост был разобран. В 1907—1908 годах был
построен новый металлический арочный мост по проекту инженера А.
П. Пшеницкого и архитектора Л. А. Ильина. Руководил строительством
инженер А. А. Рейнеко. Мост назвали Пантелеймоновским.
В 1912—1914 годах было окончено декоративное оформление
по проекту Л. А. Ильина, который использовал в основном мотивы
классицизма: пальметты, львиные маски, изображения пик, щитов, мечей и т. д.
Декорирование моста выполнено заводом «Карл Винклер»
в Петербурге. В 1954, 1969, 1983—1984 годах реставрировалось декоративное
оформление моста.
С 1923 по 1991 году мост назывался мостом Пестеля, в
память о декабристе П. И. Пестеле, который когда-то жил неподалеку
от моста (набережная реки Фонтанки, 24). В 1991 году мосту вернули
историческое название.
В 2002 году Пантелеймоновский мост был капитально отреставрирован:
заменили изношенные металлоконструкции, гидроизоляцию и дорожное
покрытие. Во время ремонта мосту вернули исторический облик. Были
отреставрированы торшеры, фонари, перила, позолочены элементы декора.
|
|