|
|
Большеохтинский
мост через Неву расположен между Тульской улицей и Красногвардейской
площадью. Естественное название моста дала соседняя река Большая
Охта. В 1901 г. был объявлен международный конкурс на проект моста.
На конкурс поступило 16 проектов из разных стран. Победителем стал
внеконкурсный проект под девизом «Свобода судоходству» профессора
Николаевской инженерной академии полковника Г. Г. Кри-вошеина и военного
инженера подполковника В. П. Апышкова. В доработке проекта приняли
участие инженеры С. П. Бобровский, П. М. Шелоумов, Г. П. Передерий.
Строительство моста провели удивительно быстро, начав в 1908 году,
работы закончили за три года. Первоначально он был назван мостом
Императора Петра Великого. Строительством моста руководил Г. Г. Кривошеин.
Подрядчиком работ выступила одной варшавской фирма, а разводной пролет
с механизмом выполнил Петербургский Металлический завод. Мост имеет
три пролета. Два боковых перекрыты сквозными металлическими клепаными
пролетными строениями в виде арочных ферм с проезжей частью по нижнему
поясу. Длина каждого из них 136 метра.
Разводное пролетное строение — двукрылое, клепаное, металлическое, перекрывает
средний пролет в 48 метров. Крылья вращаются вокруг неподвижных горизонтальных
осей и раскрываются вверх. Все опоры моста, кроме левобережного устоя,
имеют кессонные основания. Последний сооружен на свайном основании.
Опоры облицованы гранитом, а у береговых опор устроены гранитные
спуски к воде. У концов разводного пролета расположены две облицованные
гранитом башни управления подъемными механизмами, задуманные в виде
маяков. Стены башен выше крайних ферм. Они увенчаны четырехгранными,
кубической формы, фонарями. К одной из сторон четырехгранных башен
пристроены полукруглые низкие полубашенки, завершенные остроконечными
полукуполами — сочетание модерна и романского стиля. На шести бронзовых
досках, прикрепленных к стенам башен моста, выведены имена строителей
моста. Въезды на мост «оформляют» тяжелые металлические порталы,
ригели которых очерчены многоцентровой кривой, а стойки-пилоны с
вертикальными прорезями завершены улиткообразными держателя-ми с
подвешенными к ним удлиненными плоскими многогранными фонарями. В
1982—1983 гг. была сделана транспортная развязка у моста на правом
берегу Невы с путепроводом по проекту инженеров А. Д. Гутцайта, Р.
Р. Шипова и архитекторов Ю. Г. Шиндина, Н. А. Дибцева. В 1990-х годах
был произведен капитальный ремонт моста. При этом было смонтировано
более трех тысяч тонн металлоконструкций, уложено более 48 000 квадратных
метров асфальта и около 10 000 кубометров бетона. В конструкции заменили
более 25 000 высокопрочных болтов и облицевали грани-том около 4
000 квадратных метров поверхности. Мост был вновь открыт для движения
в 1997 году
|
|
|